детский сад №18 город Россошь

Квалификация педагога как одно из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования .


Современное общество стремительно и динамично развивается, меняются приоритеты в образовании, происходит ломка традиционных взглядов на природу развития ребенка дошкольного возраста. Ребенок предстает перед нами как неповторимая личность, во взаимодействии с которым принципиально меняется позиция воспитателя дошкольного образовательного учреждения: на современном этапе у педагога возникает необходимость в изменении подходов к определению целей, принципов, методов, содержания и организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком. Это, безусловно, требует формирования новых путей развития дошкольного образования, внедрение новых разработок и, соответственно привлечение высокопрофессиональных кадров в учреждения. В этой связи, одним из важных направлений программы модернизации российского образования в настоящее время является совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров, готовых реализовывать новые образовательные модели.

Внедрение Федерального образовательного стандарта ДО, профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям, активным, компетентным. Если ранее, необходимыми и самыми главными качествами педагога были терпение, доброжелательность, любовь к детям, которые и в современном периоде являются незаменимыми базовыми характеристиками, то сегодня, педагог, решающий задачи развития детей дошкольного возраста, должен обладать такими профессиональными компетенциями, которые в большей степени будут способствовать организации содержательной, насыщенной положительными эмоциями, радостной жизни детей в детском саду.

Специфика и сложность организации образовательной работы с дошкольниками, в том числе и организация игры и других видов деятельности, сложность решения задач и высокая ответственность, необходимость учета индивидуальных особенностей развития в каждый момент пребывания в детском саду, важность налаженного партнерства с родителями воспитанников обуславливает наличие комплекса профессиональных компетенций у педагога дошкольного образования и предполагает совершенствование воспитателем своего профессионального уровня. Развитие современного общества диктует особые условия организации современного дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу

которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

В этой связи особую роль в совершенствовании профессионального мастерства и формировании мотивации у воспитателей на постоянное повышение квалификации, несомненно, приобретает введение Федерального образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, содержательно отличающихся от выполняемых воспитателем функций. Педагогу, не владеющему определенными профессиональными компетенциями, сложно будет реализовывать образовательные цели, осуществлять свою образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне.

Современные образовательные стандарты – это инструменты повышения качества образования, которое невозможно достичь без профессионального роста воспитателя, учитывая то, что квалификация педагога влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка, что, безусловно, должно являться достаточно высоким мотивационным фактором в повышении профессионального мастерства. Кроме этого, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования предназначен еще и для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, формирования должностных инструкций, а также, что является немаловажным фактором – определенным этапом в планировании карьеры педагогами.

С этой позиции, повышение квалификации воспитателей и специалистов дошкольного образования становится наиболее актуальным и необходимым, потому что каждое дошкольное образовательное учреждение доказывает свою неповторимость и привлекательность при помощи высокого качества воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого педагогами высокого профессионального уровня, готовыми к переменам в стремительно меняющемся мире, мобильными и способными к нестандартным действиям, ответственными и самостоятельными в принятии решений.

К сожалению, в настоящее время, в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений наблюдается отрицательная динамика в увеличении числа воспитателей без высшего педагогического образования и педагогов, не имеющих базового профессионального образования, чья профессиональная подготовка не в полной мере отвечает требованиям и потребностям системы дошкольного образования, а также воспитателей с достаточно большим педагогическим стажем работы, имеющих и применяющих в своей профессиональной деятельности давно сложившиеся стереотипы поведения и организации педагогической деятельности. Кроме этого, и выпускники педагогического вуза, начиная работать по специальности, испытывают часто трудности не только в организации разных видов детской деятельности с дошкольниками, в планировании и ведении образовательного процесса в детских садах, но и в общении с детьми и коллегами. Полученные теоретические знания сложно актуализируются в режиме реального взаимодействия с детьми.

На современном этапе развития системы дошкольного образования для осуществления профессиональной деятельности является недостаточным наличие теоретических знаний у воспитателей детских садов, необходимо сформировать у них способность практически применять знания умения, полученный практический опыт для успешной трудовой деятельности. Тем более, что профессиональная компетентность современного педагога дошкольного образовательного учреждения определяется прежде всего как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими только в образовательном процессе дошкольного учреждения ситуациями, разрешая которые, он способствует совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

В этой связи, разрыв между требованиями образовательных стандартов к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования и реальным уровнем подготовки на современном этапе остается достаточно существенным и может стать, как серьезным тормозом для внедрения профессиональных стандартов, так и причиной ухода части воспитателей из дошкольных образовательных учреждений и, соответственно, возникновения по этой причине кадровых проблем в сфере дошкольного образования, что и наблюдается в последнее время в детских садах.

Поэтому подготовка специалистов соответствующей квалификации, переподготовка и повышение квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, готовых к реализации ФГОС, требует принципиально иного содержания профессионального образования и иного подхода в организации образовательного процесса: создание практико-ориентированной модели подготовки и переподготовки кадров, ведь формирование необходимых профессиональных компетенций становится возможным только в практической деятельности, в рамках реального взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Кроме этого, при подготовке и повышении квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций необходимо учитывать быстро меняющуюся ситуацию в дошкольном образовании как в части разработки и утверждения нормативных документов, так и в части обновления содержания дошкольного образования.

В современных условиях модернизации системы образования, необходимо обеспечить комплексное сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, задающего принципиально новые требования к профессиональной деятельности педагога. Совершенствование, обновление профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования и повышение уровня педагогических кадров требуют не только большой мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но и способности отвечать на персональные запросы педагогов и образовательных организаций.

Учитывая запросы педагогов и руководителей образовательных организаций, одной из наиболее важных и актуальных тем программы повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях внедрения Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в части инвариантного модуля «ФГОС дошкольного образования как основа организации образовательного процесса» является тема: «Квалификация педагога как одно из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования». В рамках изучения данной темы изучают нормативно-правовые документы, регулирующие образовательную деятельность ДОУ, рассматривают различные теоретические подходы к построению образовательного процесса по реализации образовательной программы дошкольных образовательных учреждений, осуществляют разработку основной образовательной программы дошкольного образования.

Важное значение и особая роль в реализации воспитателями основной образовательной программы дошкольного образования в учебном плане отводится обсуждению значимости сформированных компетенций у педагогов, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществлять свои трудовые функции.

Однако, анализируя содержание данной темы можно сказать, что представленный материал ориентирован, прежде всего, на теоретическую, а не на практическую составляющую педагогической деятельности воспитателей детских садов, что позволяет лишь частично удовлетворить запросы и потребности системы дошкольного образования в повышении квалификации педагогических кадров как в контексте формирования профессиональных компетенций, так и в подготовке их к реализации основной образовательной программы и приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации.

Ориентация на взаимосвязь Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, определяющего профессиональные задачи для педагога и профессионального стандарта педагога дошкольного образования, представляет возможность выделить те профессиональные компетенции работника дошкольных образовательных учреждений, необходимые для выполнения трудовых функций и решения образовательных задач воспитателями, что, безусловно, вызывает определенного рода вопросы: как обеспечить развитие профессиональных компетенций у педагогов, которые будут способствовать решению поставленных образовательных задач.

Поэтому представляется целесообразным дополнить программу практическими занятиями по данной проблеме, в рамках организации которых осуществляется совершенствование уже имеющихся профессиональных компетенций у педагогов или приобретение новых дополнительных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности воспитателя детского сада и реализации Федерального образовательного стандарта ДО, стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, а именно: планирование и организация образовательной работы, умение определять содержание образовательной работы в соответствии с ООП, умение определять образовательные цели и задачи, проектирование предметно-развивающей пространственной среды, участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, создание условий, необходимых для реализации образовательного процесса, участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации, обеспечение развития ребенка через организацию детских видов деятельности и т. д.

Тема «Квалификация педагога как одно из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования», в силу ее практической значимости для педагогов дошкольных образовательных учреждений, предполагает разнообразные альтернативные формы обучения: проведение деловых и ролевых игр, моделирование ситуаций, возникающих в процессе организации образовательной деятельности педагогов, обладающими теми или иными профессиональными компетенциями, обеспечивает активное участие в обучении, актуализацию опыта, предъявление собственного отношения к проблемной ситуации, а также совершенствования уже имеющихся практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Особое место в освоении данной темы и занимает изучение основных положений Федерального образовательного стандарта дошкольного образования и, соответственно, ознакомление с «Планом действий по обеспечению ФГОС дошкольного образования на 2014-2016 г.», являющимся основным документом, регламентирующим деятельность дошкольных образовательных организаций. В этой связи необходимо обратить внимание на поэтапную, последовательную реализацию представленных пунктов плана: создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО, создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО, создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ДО, создание финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС ДО, создание информационного обеспечения реализации ДО.

В соответствии с этим предполагается обсуждение и аргументированное обоснование критериев готовности образовательных организаций к введению и реализации стандарта, которые предусматривают разработку и утверждение основной образовательной программы дошкольной образовательной организации; приведение нормативной базы образовательной организации в соответствие с требованиями ФГОС ДО; разработку плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО; осуществление повышения квалификации всех педагогов; определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса; определение программно-методического обеспечения и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО; разработку локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательной организации, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования; обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иные условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями. Для обсуждения данного вопроса существенным позитивным моментом будет являться проведение практических занятий, которые будут строиться с опорой на практический опыт педагогов и включать в себя анализ реальной практики и опыт разрешения практических затруднений в образовательных организациях.

Несомненно, некоторые вопросы данной темы, связанные с более глубоким и детальным изучением разделов ФГОС ДО и требующих дополнительного времени для осмысления и понимания, необходимо отнести к самостоятельному изучению на своих рабочих местах. Это касается вопросов подробного и тщательного изучения компетенций, представленных в Стандарте как необходимые психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы. Особое внимание необходимо обратить на изучение трудовых функций и трудовых действий педагога дошкольного образования, выделенных в профессиональном стандарте педагога (в части дошкольного образования) и соотнесение их с задачами, которые должны решать педагоги для реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Для решения и обсуждения представленных вопросов потребуется дополнительное время для понимания и глубокой проработки на местах с учетом специфики дошкольного образования.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это стандарт деятельности не только одного педагога, это стандарт деятельности всего педагогического коллектива. И каждый педагог образовательной организации должен понимать, что от его профессиональной квалификации и качества выполнения трудовых функций зависит качество образования и гарантия развития каждого ребенка, что безусловно, поможет осознать необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта, рефлексия педагогической деятельности активизирует профессиональное саморазвитие воспитателя дошкольного образовательного учреждения и позволяет определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога. А выделение профессиональных компетенций воспитателей в рамках повышения квалификации работников дошкольного образования, выявление уровня их проявления в педагогической профессиональной деятельности, понимание их и, соответственно, совершенствование и развитие, способствуют изменению внутренней позиции педагога детского сада и ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности как необходимого условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В этой связи, утверждение новых нормативных документов, с одной стороны открывает новые возможности для формирования коллектива творческих и активных педагогов, стремящихся к профессиональному и личностному росту, с одной стороны, а с другой стороны, открывает время для преобразований в образовательной среде дошкольных образовательных учреждений и внедрения эффективных технологий в рамках взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что, несомненно, будет способствовать повышению качества образования.

27 ноября 2017 в 21:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.