детский сад №18 город Россошь

«Использование активных методов обучения в условиях реализации ФГОС ДОУ»


 Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. и федеральные государственные образовательные стандарты, внесли существенные  коррективы в работу дошкольных учреждений. Изменились и  требования  к образовательному  процессу  в  сторону  инноваций.  Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми требует специальных, совершенно  новых подходов к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Главная задача каждого педагога – не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к знаниям. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. По нашему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это за счет мастерства педагога, а не перегрузки дошкольников.

  Активные методы обучения - это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение дошкольником знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Для этого необходимо преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, создать условия для вовлечения  детей в активную образовательную деятельность.

К наиболее эффективными активными методами обучения старших дошкольников относятся  проблемные ситуации, обучение через деятельность,  деловые игры, драматизация, театрализация, которые традиционно используются педагогами в образовательном процессе ДОУ. А так же такие творческие игры, как  «Диалог», «Мозговой штурм», метод аналогий и ассоциаций. Такие современные методы, как проекты, компьютерные  технологии (электронные учебные пособий, интерактивная доска), метод  эвристических вопросов, игровое проектирование,  организационно-деловые игры организационно-мыслительные игры адаптированные к дошкольному возрасту,  в настоящее время так же активно внедряются в работу с дошкольниками.

Остановимся на некоторых методах подробнее. 

Успешность внедрения активных методов обучения в образовательный процесс дошкольного учреждения невозможна без освоения и использования информационно-коммуникативных технологий.  Один из методов «Применение компьютерной техники»  позволяет сделать образовательную деятельность  в ДОУ  более привлекательной, интересной и  современной. Компьютерные технологии обогащают эмоциональное, интеллектуальное развитие дошкольников, обновляют формы работы с ними, так как расширяет возможности изучения материала в игровой форме, позволяет делать анализ и поправки во время самой деятельности, обеспечивает интересную современную наглядность. При обучении посредством мультимедиа,  у ребенка одновременно задействованы и визуальное, и звуковое восприятие.

Педагоги  нашего детского сада активно используют компьютерные технологии в работе с детьми. В дошкольном учреждении, а так же и на муниципальном уровне между детскими садами района, проходят конкурсы мультимедийных  проектов и презентаций к занятиям, развлечениям, в которых педагоги успешно участвуют.  Таким образом,  в ДОУ используются в работе с детьми  специальные игровые задания,  мультимедийные пособия в виде видеоальбомов, слайд-шоу,  многофункциональные тренажеры.

 Дополнительные эффекты, красочное оформление, музыкальное сопровождение  и занимательная  информация помогают удерживать интерес детей в созданной таким образом обучающей среде.

В детском саду используем и другие  методы активизации:

дидактическая игра, игровые и проблемные ситуации, эвристические и проблемные беседы,  дискуссии, ролевые игры.

Хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми адаптированный к дошкольному возрасту метод мозгового штурма. Метод достаточно старый, но эффективный, хотя  и не достаточно часто применяемый в работе с дошкольниками и  более популярный  в работе с педагогами.

  Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская»

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется нами в  НОД по ознакомлению с художественной литературой  и  в НОД по экологии. Дома дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, подбирают пословицы, в свободное время изготавливают книжки-малышки, макеты. Группу делим на подгруппы и каждая выполняет своё задание. В ходе практической деятельности детей, группа превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце занятия появляются замечательные творения. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы из собранных вместе материалов - главная цель этого занятия.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на занятии. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» позволят сделать это.

     Завершить занятие, можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

    «Ромашка» . Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме занятия, мероприятия.

  «Мудрый совет» - дети, которые  активно работали и справились самостоятельно с заданиями, дают в конце его «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему занятия.

 «Итоговый круг» - Подготовленные   представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают.

  Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии.

В работе с детьми особенно важно соблюдать  его правильную организацию. Для этого сначала необходимо настроить детей на творческую работу, для этого проводим интеллектуальную разминку, с творческими заданиями. Лучше проводить разминку по  кругу, получается быстро и  динамично. Затем -  ввод  в проблемную ситуацию. Следующий этап- постановка проблемы.  Проблема должна быть насущной, жизненно важной для дошкольников, и соответствовать их возрастным особенностям. Дети, в результате предварительно созданной педагогом ситуации, должны  понять, что возникла проблема, которую необходимо решить.. Затем этап генерации идей . Детям предлагается предложить самые разнообразные, даже фантастические,  идеи для решения проблемы.  Следующий этап – отбор идей. Педагогу важно на данном этапе найти в каждой идее рациональное зерно и вывести решение проблемы. И  в завершении - этап  рефлексии. В конце занятия используется сюрпризный момент. Таким образом, дети поймут  важность проделанной работы, почувствуют себя уверенными в своих способностях решать разнообразные проблемы.  Данный метод активизирует детское мышление, развивает творчество, дает возможность каждому ребенку реализовать себя, не боясь оценки окружающих. В результате этого,  дети становятся более свободными и раскрепощёнными и в повседневной жизни, и  на занятиях.

Используемая в работе с детьми эвристическая беседа является разновидностью мозгового штурма. Относится к методам психологической активизации творческого мышления, для  решения изобретательских задач.

В основе - приемы использования аналогий и ассоциаций. Более доступны детям методы личной, прямой  и фантастической аналогии.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения проблемы, как своей собственной. Например, представь, что ты, цветок на окне, сломанная кукла или сломанное деревце, скворец , чей скворечник  разбили ребята,  и т.п. Или, «Как бы ты поступил, если бы был рыбой, попавшей на крючок удочки?».

Прямая аналогия - поиск решений осуществляется среди аналогичных сходных задач. Например, на поиске сходства:  «Чем похожи вертолёт и стрекоза, подводная лодка  и рыба».

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется. Таким образом,  решение проблемы осуществляется как в сказке, с помощью сказочной вещи, например, волшебной палочки: «Если бы я был волшебником, то…», «Если бы я поймал золотую рыбку, то…»; с помощью сказочного персонажа:  Василисы  премудрой,  доброй феи и т.п.

У дошкольников развиваются способности к фантазии и образному мышлению, возникающие при этом эмоции активизируются.

 Работаем мы в тесном контакте с родителями. Для  этого эффективно используем метод, обучения в малых группах.  Родители и ребенок - малая группа. Родители, по заданию воспитателя, выполняют с ребенком  конкретную  часть  работы, по теме занятия. Затем, в рамках образовательного процесса на занятии, дети, работая вместе, объединяют свои усилия для решения общей задачи, в виде  обмена полученных дома знаний. В результате этого достигается цель занятия. Таким образом, у детей формируются, коммуникативные навыки,  умение сотрудничать в группе, проявляются  эффекты соревнования и поддержки.

Незаменим в современном образовательном процессе ДОУ и метод проектов. В нашем детском саду, все педагоги используют в своей работе этот метод.  Каждая группа, по окончанию проекта, защищает его, презентацией или видеороликом.

 В результате проектного обучения  наши воспитанники:

- самостоятельно или с помощью педагогов, родителей охотно приобретают знания из различных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в  малых группах.

Дети учатся наблюдать, экспериментировать,  анализировать, обобщать и сравнивать.

 Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ способствуют успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС практика показывает, что  активные методы обучения поддерживают познавательный интерес детей, активизируют мышление,  повышают результативность обучения, обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания. 

4 ноября 2017 в 19:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.