детский сад №18 город Россошь
«Использование активных методов обучения в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. и федеральные государственные образовательные стандарты, внесли существенные коррективы в работу дошкольных учреждений. Изменились и требования к образовательному процессу в сторону инноваций. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми требует специальных, совершенно новых подходов к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Главная задача каждого педагога – не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к знаниям. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. По нашему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это за счет мастерства педагога, а не перегрузки дошкольников. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение дошкольником знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Для этого необходимо преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, создать условия для вовлечения детей в активную образовательную деятельность. К наиболее эффективными активными методами обучения старших дошкольников относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, деловые игры, драматизация, театрализация, которые традиционно используются педагогами в образовательном процессе ДОУ. А так же такие творческие игры, как «Диалог», «Мозговой штурм», метод аналогий и ассоциаций. Такие современные методы, как проекты, компьютерные технологии (электронные учебные пособий, интерактивная доска), метод эвристических вопросов, игровое проектирование, организационно-деловые игры организационно-мыслительные игры адаптированные к дошкольному возрасту, в настоящее время так же активно внедряются в работу с дошкольниками. Остановимся на некоторых методах подробнее. Успешность внедрения активных методов обучения в образовательный процесс дошкольного учреждения невозможна без освоения и использования информационно-коммуникативных технологий. Один из методов «Применение компьютерной техники» позволяет сделать образовательную деятельность в ДОУ более привлекательной, интересной и современной. Компьютерные технологии обогащают эмоциональное, интеллектуальное развитие дошкольников, обновляют формы работы с ними, так как расширяет возможности изучения материала в игровой форме, позволяет делать анализ и поправки во время самой деятельности, обеспечивает интересную современную наглядность. При обучении посредством мультимедиа, у ребенка одновременно задействованы и визуальное, и звуковое восприятие. Педагоги нашего детского сада активно используют компьютерные технологии в работе с детьми. В дошкольном учреждении, а так же и на муниципальном уровне между детскими садами района, проходят конкурсы мультимедийных проектов и презентаций к занятиям, развлечениям, в которых педагоги успешно участвуют. Таким образом, в ДОУ используются в работе с детьми специальные игровые задания, мультимедийные пособия в виде видеоальбомов, слайд-шоу, многофункциональные тренажеры. Дополнительные эффекты, красочное оформление, музыкальное сопровождение и занимательная информация помогают удерживать интерес детей в созданной таким образом обучающей среде. В детском саду используем и другие методы активизации: дидактическая игра, игровые и проблемные ситуации, эвристические и проблемные беседы, дискуссии, ролевые игры. Хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми адаптированный к дошкольному возрасту метод мозгового штурма. Метод достаточно старый, но эффективный, хотя и не достаточно часто применяемый в работе с дошкольниками и более популярный в работе с педагогами. Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская» Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется нами в НОД по ознакомлению с художественной литературой и в НОД по экологии. Дома дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, подбирают пословицы, в свободное время изготавливают книжки-малышки, макеты. Группу делим на подгруппы и каждая выполняет своё задание. В ходе практической деятельности детей, группа превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце занятия появляются замечательные творения. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы из собранных вместе материалов - главная цель этого занятия. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на занятии. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» позволят сделать это. Завершить занятие, можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». «Ромашка» . Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме занятия, мероприятия. «Мудрый совет» - дети, которые активно работали и справились самостоятельно с заданиями, дают в конце его «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему занятия. «Итоговый круг» - Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. В работе с детьми особенно важно соблюдать его правильную организацию. Для этого сначала необходимо настроить детей на творческую работу, для этого проводим интеллектуальную разминку, с творческими заданиями. Лучше проводить разминку по кругу, получается быстро и динамично. Затем - ввод в проблемную ситуацию. Следующий этап- постановка проблемы. Проблема должна быть насущной, жизненно важной для дошкольников, и соответствовать их возрастным особенностям. Дети, в результате предварительно созданной педагогом ситуации, должны понять, что возникла проблема, которую необходимо решить.. Затем этап генерации идей . Детям предлагается предложить самые разнообразные, даже фантастические, идеи для решения проблемы. Следующий этап – отбор идей. Педагогу важно на данном этапе найти в каждой идее рациональное зерно и вывести решение проблемы. И в завершении - этап рефлексии. В конце занятия используется сюрпризный момент. Таким образом, дети поймут важность проделанной работы, почувствуют себя уверенными в своих способностях решать разнообразные проблемы. Данный метод активизирует детское мышление, развивает творчество, дает возможность каждому ребенку реализовать себя, не боясь оценки окружающих. В результате этого, дети становятся более свободными и раскрепощёнными и в повседневной жизни, и на занятиях. Используемая в работе с детьми эвристическая беседа является разновидностью мозгового штурма. Относится к методам психологической активизации творческого мышления, для решения изобретательских задач. В основе - приемы использования аналогий и ассоциаций. Более доступны детям методы личной, прямой и фантастической аналогии. Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения проблемы, как своей собственной. Например, представь, что ты, цветок на окне, сломанная кукла или сломанное деревце, скворец , чей скворечник разбили ребята, и т.п. Или, «Как бы ты поступил, если бы был рыбой, попавшей на крючок удочки?». Прямая аналогия - поиск решений осуществляется среди аналогичных сходных задач. Например, на поиске сходства: «Чем похожи вертолёт и стрекоза, подводная лодка и рыба». Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется. Таким образом, решение проблемы осуществляется как в сказке, с помощью сказочной вещи, например, волшебной палочки: «Если бы я был волшебником, то…», «Если бы я поймал золотую рыбку, то…»; с помощью сказочного персонажа: Василисы премудрой, доброй феи и т.п. У дошкольников развиваются способности к фантазии и образному мышлению, возникающие при этом эмоции активизируются. Работаем мы в тесном контакте с родителями. Для этого эффективно используем метод, обучения в малых группах. Родители и ребенок - малая группа. Родители, по заданию воспитателя, выполняют с ребенком конкретную часть работы, по теме занятия. Затем, в рамках образовательного процесса на занятии, дети, работая вместе, объединяют свои усилия для решения общей задачи, в виде обмена полученных дома знаний. В результате этого достигается цель занятия. Таким образом, у детей формируются, коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе, проявляются эффекты соревнования и поддержки. Незаменим в современном образовательном процессе ДОУ и метод проектов. В нашем детском саду, все педагоги используют в своей работе этот метод. Каждая группа, по окончанию проекта, защищает его, презентацией или видеороликом. В результате проектного обучения наши воспитанники: - самостоятельно или с помощью педагогов, родителей охотно приобретают знания из различных источников; -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в малых группах. Дети учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, обобщать и сравнивать. Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ способствуют успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС практика показывает, что активные методы обучения поддерживают познавательный интерес детей, активизируют мышление, повышают результативность обучения, обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания. 4 ноября 2017 в 19:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.