детский сад №18 город Россошь
Духовно-нравственное воспитание в нашем ДОУ
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» и программа Шевченко Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Задачи: · приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, · раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, · активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу, · формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу, · охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей, · создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка. В группе оборудован уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал: - литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски); - литература для родителей и педагогов; - аудиокассеты и видеоматериалы: - демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий; - игры по духовно-нравственному воспитанию; - иллюстрации. -иконы. - православные календари для детей, -изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, - оформлены альбомы различной тематики: («Храмы Россошанского района», «Святые места России», «Православные святые»). Мы с коллегой интегрируем духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности: - игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр. дидактических: «Православные праздники» конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма». словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр мы учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив; - продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений; - театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…) Для родителей оформлен материал впапку-передвижку, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей. Периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие. В нашей группе мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка. Формы нашей работы по духовно-нравственному воспитанию: - чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви; - цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. - знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица) - тематические выставки детского творчества. - знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы. - экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией; - экскурсии на природу (красота Божьего мира); - слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей; - постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших). - чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка. - бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме» - занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»; - заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек; - творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов; - совместные мероприятия детей и мам. В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей. Реализуем рабочую программу «Приобщение к истокам русской национальной культуры», которая представлена следующими разделами: · «Как жили люди на Руси»; · «Декоративно-прикладное искусство»; · «Устное народное творчество»; · «Народная игра» Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям. В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Сретение Господне, Благовещение, Пасха, Троица, Покров. В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. 4 мая 2017 в 21:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.