детский сад №18 город Россошь
Экологический проект «Мусор Земле не к лицу»
Природа представляет собою самую древнюю в мире лабораторию с постоянной выставкой инженерных, архитектурных и прочих сооружений. Большая мать, она всегда обогащает нас, однако щедрей вознаграждает тех, кто с малых лет научается любовно смотреть ей в лицо. Л.Леонов 1.Актуальность проблемы: Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект “Мусор Земле не к лицу”. 2. Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. Задачи проекта: - расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; - формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; - стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы; - учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения; - развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности. Девиз проекта: «Станет чище на планете, если ей помогут дети!» Песня- девиз проекта: «ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ПРИРОДА» Слова М. Пляцковского Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить… Природой называется все это, Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым… Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим! Прощальный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда… Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда! Новизна данного проекта: заключается в его практической значимости: 1. На основе практической деятельности у воспитанников формируется «экологическое мышление», они учатся рассуждать, обобщать, делать простейшие выводы; 2. Включенность родителей в процесс создания и реализацию проекта делает их равноправными субъектами образовательной деятельности, пробуждает интерес к познанию самих себя и детей; 3. Необычное театрализованное представление, посвященное охране окружающей среды с использованием бытовых отходов в качестве костюмов. Принципы реализации проекта: - Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. - Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. - Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. - Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. - Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. - Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Тип проекта : творческий. По продолжительности: долговременный. Участники проекта: - воспитанники старшей группы; - родители ; - воспитатели старшей группы Ресурсное обеспечение проекта: 1. Уголок экологии и экспериментирования в группе. 2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.). 3. Библиотечка юного эколога. 4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”. 5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”. Проблема: охрана природы, попытка решить “мусорную проблему” Формы работы: 1. Родительское собрание в форме экологического КВН совместно с детьми. 2. Беседы, чтение литературы по проблеме. 3. Экспериментальная деятельность, экскурсии, наблюдения. 4. Изготовление плакатов, листовок в защиту окружающей среды. 5. Конкурс поделок «Отходы в доходы». 6. Ярмарка родительских идей по использованию бросового материала. 7. Экологический праздник с театрализованным представлением. 8. Создание экологической газеты «Чистый город». 9. Экологические занятия. 10. Подвижные, дидактические, имитационные игры. Этапы проекта и их реализация: 1. Подготовительный этап: Сбор литературных источников, составление теоретической концепции; Составление перспективного плана работы над проектом “Мусор Земле не к лицу”; Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта; Создать слайд – программы “Жалобная книга природы”; Разработки консультаций и газет для родителей “Прикоснись к природе сердцем”; Подготовка родителей к работе; Обсуждение первых результатов, опыты, ошибок, недоработок – круглый стол “Наши результаты”. Наблюдения, субботник на территории д/сада. Беседа об истории мусора. Чтение литературы по проблеме (Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист»). 2.Исследовательский этап: Основной этап Экологический КВН «Тайны природы». Рассматривание фотографий с видами города. Составление рассказов о природе. Изготовление плакатов, рисунков, листовок в защиту окружающей среды Экскурсия в городской парк, наблюдение. Практическая деятельность с мусором. Составление таблицы «Что происходит с мусором». 3. Обобщающий этап: Обсуждение, умозаключение, вывод. Составление памятки по правилам поведения в лесу и природоохранных знаков, связанных с проблемой мусора на основе собственных исследований. Оформление методической копилки «Экологические сказки для детей дошкольного возраста»
4. Ярмарка родительских идей: Парад костюмов из бросового материала. Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги. Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы» Организация выставки поделок «Отходы в доходы!» Создание экологической газеты «Чистый город». 5. Завершающий этап: Экологический праздник «День Земли» Театрализованное представление «Новые приключения Красной Шапочки» Вручение дипломов «Юный эколог» Алгоритм реализации проекта: (направление и виды детской деятельности) 1. Социально- коммуникативное развитие •Экологический КВН «Тайны природы» (совместно с родителями). •Рассматривание фотографий с видами города. •Субботник на территории детского сада. •Составление карты-схемы маршрута до городского парка. •Экскурсия в парк (совместно с родителями). •Беседа о правилах поведения в природе Прогулка по экологической тропинке с целью нахождения мусора.
2. Познавательное развитие •Беседа об истории мусора. • ТРИЗ «Заводы-это хорошо или плохо?». •Эксперимент с мусором «Захоронение». •Составление таблицы «Что происходит с мусором». •Составление памятки по правилам поведения в природе. •Изготовление книжек-малышек « Я люблю природу» •Творческая мастерская по изготовлению поделок «Вторая жизнь отходам». Образовательная деятельность «Чистые улицы города Россоши». «Верни природе чистоту». Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Закапывание разного вида мусора: упаковочного материала; пищевых продуктов; опавших листьев» (для дальнейшего наблюдения за ними). 3. Речевое развитие •Составление рассказов о природе. •Мини-сочинения о родном городе. •Создание экологического альбома «Мы-друзья природы» (рисунки, фотографии, стихи детей). •Решение экологических ситуаций. •Чтение экосказок: «Хламище-окаянище», Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист». •Заучивание стихотворений: «Земля, моя планета голубая!» М. Львовский; «Экология-модное слово» А. Е. Гаврюшкин 1. Художественно-эстетическое развитие: •Рисование экологических знаков, рисунков «Мы за чистые улицы». плакатов, рисунков в честь охраны окружающей среды. •Выпуск листовок, газеты «Чистый город» (совместно с родителями). •Выставка поделок «Отходы – в доходы!» •Составление сценария экологического праздника «День Земли» (совместно с родителями). Музыкально -театрализованная деятельность •Дефиле костюмов из бросового материала. •Театрализованное представление экологической сказки «Новые приключения Красной Шапочки». Парад костюмов из бросового материала Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы» Организация выставки поделок «Отходы в доходы!» Создание экологической газеты «Чистый город». Театрализованное представление, посвященное борьбе с мусором. В разработке театрализованного представления родители приняли активное участие. Совместно переработали сказку «Красная Шапочка» на новый лад с экологической направленностью. Для героев изготовили костюмы из бросового материала – пакетов, все необходимые декорации, разучили роли. В завершении работы по проекту- праздник «День Земли» 4. Ожидаемые результаты • Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее. • Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям: - экологическое просвещение. Информация по темам “Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды”, “Правила поведения в экстремальных условиях”; - совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх; - работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала); - агитационная работа: помощь в оформлении фотогазет “Здесь были люди”, “Жалобная книга природы”. Результаты проекта: Привлеченность родителей и детей к такой работе оказало большое влияние к проявлению заботы об окружающей среде и желанию защитить свою планету от гибели, а в процессе творческой деятельности у воспитанников раскрылись таланты, которых мало кто замечает.
4 мая 2017 в 20:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.