детский сад №18 город Россошь

Экологический проект «Мусор Земле не к лицу»


Природа представляет собою самую

древнюю в мире лабораторию с 

постоянной  выставкой инженерных,

архитектурных и прочих сооружений.

Большая мать, она всегда обогащает нас, 

однако щедрей вознаграждает тех,

 кто с малых лет научается

любовно смотреть ей в лицо.

Л.Леонов

1.Актуальность проблемы:

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект “Мусор Земле не к лицу”.

2. Цель проекта:

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Девиз проекта: «Станет чище на планете, если ей помогут дети!»

Песня- девиз проекта:

«ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ПРИРОДА»

Слова М. Пляцковского

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

 

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Новизна данного проекта: заключается в его практической значимости:

1. На основе практической деятельности у воспитанников формируется «экологическое мышление», они учатся рассуждать, обобщать, делать простейшие выводы;

2. Включенность родителей в процесс создания и реализацию проекта делает их равноправными субъектами образовательной деятельности, пробуждает интерес к познанию самих себя и детей;

3. Необычное театрализованное представление, посвященное охране окружающей среды с использованием бытовых отходов в качестве костюмов.

Принципы реализации проекта:

- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

 - Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

 - Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

 - Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

 -  Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Тип проекта : творческий.

По продолжительности: долговременный.

Участники проекта:

- воспитанники старшей группы;

- родители ;

- воспитатели старшей  группы

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Проблема: охрана природы, попытка решить “мусорную проблему”

Формы работы:

1. Родительское собрание в форме экологического КВН совместно с детьми.

2. Беседы, чтение литературы по проблеме.

3. Экспериментальная деятельность, экскурсии, наблюдения.

4. Изготовление плакатов, листовок в защиту окружающей среды.

5. Конкурс поделок «Отходы в доходы».

6. Ярмарка родительских идей по использованию бросового материала.

7. Экологический праздник с театрализованным представлением.

8. Создание экологической газеты «Чистый город».

9. Экологические занятия.

10. Подвижные, дидактические, имитационные игры.

Этапы проекта и их реализация:

1. Подготовительный этап:

Сбор литературных источников, составление теоретической концепции;

Составление перспективного плана работы над проектом “Мусор Земле не к лицу”;

Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

Создать слайд – программы “Жалобная книга природы”;

Разработки консультаций и газет для родителей “Прикоснись к природе сердцем”;

Подготовка родителей к работе;

Обсуждение первых результатов, опыты, ошибок, недоработок – круглый стол “Наши результаты”.

Наблюдения, субботник на территории д/сада.

Беседа об истории мусора.

Чтение литературы по проблеме (Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист»).

2.Исследовательский этап:

Основной этап

Экологический КВН «Тайны природы».

Рассматривание фотографий с видами города.

Составление рассказов о природе.

Изготовление плакатов, рисунков, листовок в защиту окружающей среды

Экскурсия в городской парк, наблюдение.

Практическая деятельность с мусором.

Составление таблицы «Что происходит с мусором».

3. Обобщающий этап:

Обсуждение, умозаключение, вывод.

Составление памятки по правилам поведения в лесу и природоохранных знаков, связанных с проблемой мусора на основе собственных исследований.

Оформление методической  копилки  «Экологические сказки для детей дошкольного возраста»

 

4. Ярмарка родительских идей:

Парад костюмов из бросового материала.

Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги.

Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы»

Организация выставки поделок «Отходы в доходы!»

Создание экологической газеты «Чистый город».

5. Завершающий этап:

Экологический праздник «День Земли»

Театрализованное представление «Новые приключения Красной Шапочки»

Вручение дипломов «Юный эколог»

Алгоритм реализации проекта:

(направление и виды детской деятельности)

1. Социально- коммуникативное развитие

•Экологический КВН «Тайны природы» (совместно с родителями).

•Рассматривание фотографий с видами города.

•Субботник на территории детского сада.

•Составление карты-схемы маршрута до городского парка.

•Экскурсия в парк (совместно с родителями).

•Беседа о правилах поведения в природе

Прогулка по экологической тропинке с целью нахождения мусора.
Наблюдение «Что происходит в природе со старыми листьями?»
Наблюдение и беседа «Куда девается мусор?»

2. Познавательное развитие

•Беседа об истории мусора.

• ТРИЗ «Заводы-это хорошо или плохо?».

•Эксперимент с мусором «Захоронение».

•Составление таблицы «Что происходит с мусором».

•Составление памятки по правилам поведения в природе.

•Изготовление книжек-малышек « Я люблю природу»

•Творческая мастерская по изготовлению поделок «Вторая жизнь отходам».

Образовательная деятельность «Чистые улицы города Россоши». «Верни природе чистоту».

Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Закапывание разного вида мусора: упаковочного материала; пищевых продуктов; опавших листьев» (для дальнейшего наблюдения за ними).

3. Речевое развитие

•Составление рассказов о природе.

•Мини-сочинения о родном городе.

•Создание экологического альбома «Мы-друзья природы» (рисунки, фотографии, стихи детей).

•Решение экологических ситуаций.

•Чтение экосказок:

«Хламище-окаянище»,

Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист».

•Заучивание стихотворений:

«Земля, моя планета голубая М. Львовский; «Экология-модное слово» А. Е. Гаврюшкин

1. Художественно-эстетическое развитие:

•Рисование экологических знаков, рисунков «Мы за чистые улицы». плакатов, рисунков в честь охраны окружающей среды.

•Выпуск листовок, газеты «Чистый город» (совместно с родителями).

•Выставка поделок «Отходы – в доходы!»

•Составление сценария экологического праздника «День Земли» (совместно с родителями).

Музыкально -театрализованная деятельность

•Дефиле костюмов из бросового материала.

•Театрализованное представление экологической сказки «Новые приключения Красной Шапочки».

Парад костюмов из бросового материала

Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги

Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы»

Организация выставки поделок «Отходы в доходы!»

Создание экологической газеты «Чистый город».

Театрализованное представление, посвященное борьбе с мусором.

В разработке театрализованного представления родители приняли активное участие. Совместно переработали сказку «Красная Шапочка» на новый лад с экологической направленностью. Для героев изготовили костюмы из бросового материала – пакетов, все необходимые декорации, разучили роли.

В завершении работы по проекту- праздник «День Земли»

4. Ожидаемые результаты

• Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

• Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:

- экологическое просвещение. Информация по темам “Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды”, “Правила поведения в экстремальных условиях”;

- совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх;

- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала);

- агитационная работа: помощь в оформлении фотогазет “Здесь были люди”, “Жалобная книга природы”.

Результаты проекта:

Привлеченность родителей и детей к такой работе оказало большое влияние к проявлению заботы об окружающей среде и желанию защитить свою планету от гибели, а в процессе творческой деятельности у воспитанников раскрылись таланты, которых мало кто замечает.

 

 

4 мая 2017 в 20:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.