детский сад №18 город Россошь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ДОУ

 Одной из глобальных проблем человечества 21 века считается психическое здоровье детей, одним из факторов которых является их эмоциональная сфера.

Внутренний мир ребенка сложен. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. А эмоциональное состояние ребёнка вызывает сегодня серьезную тревогу у педагогов и родителей. У детей отмечается высокая тревожность, раздражительность, агрессивность, часты проявления общей апатии. На своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и наедине с самим собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у детей. Задача воспитателей, специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Неслучайно, одной из первых задач ФГОС ДО, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Появилась необходимость в разработке целостной системы образовательного процесса, которая позволит создать в группе положительный фон и обеспечить детям эмоциональное благополучие. Одним из таких «волшебных» методов является метод арт-терапии. Через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренним эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Термин «арт-терапия» был введен А. Хиллом при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была основана еще в 1927 г. Немецким психиатром А. Кронфельдом в статье «Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании». Основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать А.И. Копытина По мнению его популярность арт-терапии связана с тем, что «лечение» основано на выражении чувств, мыслей и эмоций с помощью творчества. Центр арт-терапии находится в Санкт-Петербурге. В нем создана арт-терапевтическая ассоциация. Каждый год проводится конференция по проблемам и инновациям в данной сфере, по итогам встречи выпускается сборник. С 1997 года выпускается журнал «Исцеляющее искусство».

Существует большое количество отечественной литературы по арт-терапии как виде психологической помощи человеку. Она освещена такими известными психологами как Б.Д. Карвасарский, Е.Е. Свистуновская, Л.Д. Лебедева. Отечественный опыт применения арт-терапии в педагогической деятельности отражен в работах, А.В. Гришиной Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, М.Ю. Алексеевой, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской, С.Г. Рыбаковой, Л.А. Аметовой. Проблемами игровой терапии и развитием этого явления заминаются такие ученые – Л.М. Костина, С.А. Водяхой, Е.Б. Ковалева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.А. Осипова является основоположником арт-терапевтической практики по сказкотерапии.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Она способствует самовыразиться застенчивым и нерешительным в своих действиях, она помогает избавиться от страха; агрессивным и гиперактивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир. В результате у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

При организации образовательного процесса в практике перед педагогами нашего ДУ встала такая проблема - это нежелание некоторыми детьми самостоятельно проявлять свою инициативу, прикладывать усилия в продуктивной деятельности разного содержания. И чтобы решить данную проблему, мы направили свои взгляды в сторону применения различных направлений арт-терапии. В детском саду как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей мы активно используем следующие направления арт-терапии: музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, танцетерапия, игротерапия, изотерапия, цветотерапия, имаготерапия, танцевальная терапия, вокалотерапия, песочная терапия. Обсудив данную технологию с педагогическим коллективом, в каждой группе мы оформили уголки для проведения арт-терапии, оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры, музыкальные инструменты, различные виды кукольных театров, уголок ряженья, ёмкости с песком, крупами, уголок изодеятельности и т.д.

Подробнее остановлюсь на том, какие направления арт-терапии я использую в своей группе. Работая по изотерапии, не ограничиваюсь традиционными способами рисования. Ребенок охотнее включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, цветовосприятие; мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте полезны различные виды деятельности, связанные с мелкой моторикой руки, поэтому в работе использую разные техники изотерапии: рисуем пальчиками, ладошкой, ножками, пластилином, кулачком, мятой бумагой, жёсткой кистью, штампами, трафаретами, губкой, ластиком, пульверизатором и т.д. Дети у нас рисуют как индивидуально, так и парами, группами.

Для своих занятиймы используем всё, что под рукой: салфетки, фантики от конфет, вату, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Газеты, например, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Одним словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность».

При обычном рисовании кисточкой ребенок переживает, бывает так, что ещё детская, неустойчивая рука повела не туда, ребёнок видит, что что-то не то и расстраивается до слез. Нетрадиционная техника не требует кропотливых, однообразных движений, которые убивают в эмоционально пылких душах творчество. Опыт работы показал, что овладение этими технологиями изображения доставляет детям истинную радость. Можно также отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, они стали раскрепощёнными и активными. Работая вместе над картиной, поделкой, ребята научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям. На занятии стали лучше понимать нас, вести с нами диалогическую речь, дети стали более внимательными, с удовольствием рассказывают то, что они рисовали, уже не испытывая трудности при объяснении. Они стали более усидчивыми.

Другой техникой изотерапии, которую мы используем - это тестопластика. Она полезна гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. Работая с тестом, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым тесто помогает научиться концентрироваться. Во время лепки можно рвать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними мы потом играем.

Сказкотерапию со своими детьми старшего возраста интегрирую с игротерапией, имаготерапией, куклотерапией. С помощью настольного, би-ба-бо, кулачкового, пальчикового, теневого театров дети придумывают сказки, инсценируют, представляя себя одним из персонажей. Так нами были разыграны и показаны сказки: «Приключение Светофора», «Волшебное яблоко», «Колобок и все, все, все» и др. Для своих спектаклей, мы сами изготавливаем кукол из ниток, лоскутков, картона, поролона и пр. Укладывая своих непосед спать в тихий час, мы включаем успокаивающую музыку, просим детей закрыть глаза и тихим, спокойным голосом рассказываем сказки. Разного плана сказки (дидактические, психокоррекционные, медиативные) позволяют раскрыть воображение ребёнка, снять напряжение, расслабиться, успокоиться, развить творческие способности, расширить сознание и лучше понять окружающий мир.

В музыкотерапии– используем как активную музыку, дети самостоятельно играют на музыкальных инструментах, выражая своё состояние, так и пассивную – специально подобранную музыку для занятий, ручным трудом, рисованием, ознакомлением с окружающим миром. Кроме того, чтобы воздействовать на различные функции организма, мы используем широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции используем духовые инструменты – свистульки, дудочки губные гармошки, флейты. Если у ребёнка слабая мелкая моторика пальцев, они играют у нас на клавишных- пианино, металлофон. Если у малыша стресс или, напротив, слишком перевозбуждён, то даём им прослушать музыку для релаксации или записей шумов природы. Дети у нас очень любят танцевать. Танцы готовим к каждому празднику. Танцуют не только те, у которых всё получается, а все.В свободном движении дети выражают свои чувства и эмоции, очень любят импровизировать под музыку.

Цветотерапия интегрируется на занятиях по развитию речи, рисовании математике, и др. Перед занятием математикой, при работе с разноцветным счётным материалом, детям предлагала приложить руку к цветной фишке и почувствовать цвет. При рисовании вишен и клубники, предлагала почувствовать вкус красной клубники и спелой вишни.

Песочная терапия – игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, развивает сенсомоторные навыки ребёнка. К сожалению, у нас нет специального оборудования для занятий песком в группе. Но на прогулках дети с удовольствием играли в песочнице, строили города и замки, использовали подручные материалы. При работе с песком важно научить детей сотрудничать друг с другом. Все участники процесса выполняют действия по очереди. Дети создают, разрушают, добавляют фигуры в песок, поливают водой. Я, как правило, прошу участников начать комментировать происходящее, свои действия, а также эмоции и ощущения.

В группе у нас есть много круп (манка, рис, гречка), с помощью которых ребёнок создаёт свои картины. Особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Песочную терапию используем вместе со сказкотерапией. С помощью песка дети легко строят замки, рисуют сказочных героев. Создавая сказку из песка, дети чувствуют себя волшебниками. Данный метод помогает детям избавиться от комплекса «плохого художника», лепить из песка не сложно, всем легко справиться с таким заданием.

Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

После обработки анкет мы выявили определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству. Родители активно принимают участие в, оздоровительных и спортивных мероприятиях, праздниках, вместе с детьми и родителями проводим мастер-классы, круглые столы, просматриваем презентации, фильмы.

Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым.

Сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной.

Педагоги должны знать, что основным условием занятия с ребёнком является желание ребенка. Творчество без желания невозможно. А важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку и это помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

 

Литература

 

1. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002.

2. Колошина Т.Ю. Арт-терапия: Методические рекомендации. – Кострома, 2009.

3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.

4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети». – М.: Пресса, 2009.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники / под редакцией Р.Г. Казаковой. – М.: изд-во «Творческий центр Сфера», 2005.

6. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. -» Ярославль, 1997.

7. Синицина Е.И. «Умные сказки»: серия «Через игру – к совершенству» М., 1999.

2 апреля 2017 в 20:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.